MENU
Главная » 2008 » Декабрь » 16 » НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА
4:21:55
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА
Часть II.
 
А. А. Макаренко замечает, что в этот день "колдуют" и охотники, и рыболовы, чтобы удачной была охота и рыбалка в этом году. А хозяйки, чтобы предохранить домашний скот, совершали вот такой обряд: "Хорошая то хозяйка в этот день встанет до солнца, чтобы никто не видал, чтобы даже солнце не видало, расплетут волосья, без юбки, в одной станушке, идут во двор с клюкой, там садятся на неё верхом - и то бегом бегают, то шагом ходят (подражая бегу домашних животных), то ржет по-конски, то мычат, как коровы, то клохчут по-куричьи. До солнца успевают накормить всю птицу и всю как есть скотину, намазать смолой лоб и рога рогатому скоту, чтобы не хворал". "Утром запасаются четверожной солью, которая имеет большое применение в народной ветеринарии, в медицине, в хозяйстве. Четверожная соль употребляется как средство против гнуса, когда тот нападает на огород. Эту соль прежде брали с собой мужики в яшулину - на случай заболевания лошадей" (Виноградов, 37). А вот как добывают эту соль, дает рецепт А. А. Макаренко: "Соль ставят в "посудке" на некоторое время в печь, истопленную "воскресным дровам", топят печь и простыми дровами, но зажигают их с помощью "деревяннова огня", добытого особым способом" (Макаренко, 106). В Великий Четверг принято красить яйца к Пасхе. Крашеным яйцом потчуют домового.
     В Тулунском районе этот день называют Чистым Четвергом. Люди   считали своей обязанностью в этот день убрать в избе, во дворе, вымыться в бане. "В Чистый Четверг скоблят все в избе ножом, так как все деревянное было. Подполье вычистят, чтобы никаких букашек не заводилось" (Г. В. Лыкова из с. Шерагул). "И вот перед Пасхой в Чистый Четверг, она истопит баню и ведет всех, чтобы вымылись до захода солнца"( Н. А. Бирючева из д. Бурхун).
      В Великую Субботу и в Великую Пятницу люди старались все убрать, вымыть, привести в порядок. В субботу днем моются в банях. В деревнях Тулунского района до наших дней дошли немногие обряды, связанные с Великим постом. В первоначальном виде сохранилось празднование Вербного воскресенья, частично обряды Чистого Четверга.
     На время Великого Поста приходится ещё один большой праздник - Благовещение. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники, считалось, что солнце играет при восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьёт в этот день гнездо, то в наказание за то у неё отнимаются на несколько времени крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле.
     В сибирских   календарях отмечено, что в этот день особенно грешно что-либо делать. "Красна девка косы не плетет, птица гнезда не вьет". По этому дню определяют, какая будет весна, какой урожай. "Рано утром, пока все спят, окуривают скот ладаном. Старики примечают: какой день простоит в Благовещенье, такая и весна будет; если день был красный, - весна будет стоять красна, ведро будет. Ждут первого грома: "Благовешение прошло, гляди - гром будет греметь" (Виноградов, 10).
     Заканчивался Великий Пост, хозяйки старались переделать всю работу по дому. Готовились к самому светлому празднику праздников - Пасхе. В последнюю ночь перед Пасхой стараются не спать, даже те,  кто не ходит в церковь, ждут церковного благовеста.
     В основе празднования Пасхи лежит миф "о чудесном воскресении" Иисуса Христа. У этого праздника - длинная и сложная история. В этот день в обыкновении катание яиц. Катали яйца на улице с бугорка или специального лоточка. Когда катившееся яйцо ударялось о чьё-нибудь на земле, играющий брал это яйцо себе. Праздник отмечали всю Светлую неделю (пасхальная неделя называется Светлой). Водили хороводы, пели песни, катались на качелях. Первое воскресение после Пасхи посвящено явлению воскресшего Христа своим ученикам, среди которых находился и апостол Фома, который до этого не верил в чудо Воскресения. В народе это воскресение называлось Красной горкой. В некоторых местах Красной неделей называлась вся Фомина неделя. Игры на Красной горке посещала, как правило, вся молодёжь, так как на них женихи выбирали невест. Считалось даже плохой приметой, если девушка или парень на Красную горку просидели дома. "Катали так: делали такие вот корытца, и по этим корытцам невысоко яйца катали, чье яйцо дальше укатится, то забирает другого яйцо. И били тоже яйцы…" (М. М. Клусс из д. Усть-Кульск).
     "Делали желобок, луночку. Подстругаешь их так, чтобы яичко не разбивалось. В ряд расставляешь яички. Игроки бросают копейку - орлом или орешком,   для того, чтобы выбрать, нижнее или верхнее яйцо брать. Первый катает, второй катает, и если попало яйцо в яйцо, значит, второй забирает яйцо или ещё раз катает, так как он  выиграл" (Ф. Н. Семенов из д. Бурхун).
     В этот день совершаются крестные ходы по деревням с иконами. Нельзя плевать и выливать «ополоски» на улицу: в этот день Иисус, как воскреснет из мертвых и будет ходить под окошками и просить милостыню.
     Разговляются крестьяне после заутрени "молосным": яйцами, пирожками с различными начинками, блинчиками, творогом со сметаной; пьют чай, пиво, водку. Весь почти Христов день сидят дома, проводя время в еде, питье и отдыхе; в гости приличествует идти с "пауженной" поры (перед вечером), после чего посещение гостей продолжается всю "Красну неделю". Первые три дня празднуются полностью, остальные считаются не обязательными, но обычно празднуются всеми, радуются случаю отдохнуть от монотонного зимнего труда и набрать сил к предстоящим полевым работам.
     У сегодняшних жителей Тулунского района Пасха - праздник, в котором полностью сохранились все обряды, отмеченные у Г.С. Виноградова. Это наиболее известный и почитаемый день. К Пасхе всегда готовятся и любят встречать: "Ночью в 12 часов стреляли с ружья, обычай был такой. В 12 часов ночи Христос спускался с небес, и так его встречали" (Ф. Н. Семенов из д. Бурхун).
     "А в Пасху, на первый день мама всю ночь, почти до утра, готовила. Там яички красила и че-то стряпала, стряпала, а потом на первый день в Пасху никто никуда не ходил в гости. Все отдыхали дома, потому что в церкви раньше стояли всю ночь, а потом придут утром, разговеются, а днем спят - отдыхают дома. Должны хозяева сами разговляться только, больше без посторонних" (Е. И. Давыденко из д. Бурхун). Конечно же, в Пасху обязательным было раздавать яйца ребятишкам.
           В с. Усть-Кульск на Пасху пели специальные вассолы, славящие Иисуса Христа:
"Через речку хладка, гладка,
Там ходила Божья матка,
Христос Воскрес!  (3 раза)
А вы же добры люди,
А вы же добры люди -
Христос Воскрес!  (3 раза)
Ти бачили моего сынка,
Ти видели моего сынка -
Христос Воскрес!  (3 раза)
Твоего сына жиды украли,
Твоего сына жиды украли -
Ручки, ножки прибивали,
На головку хомут одевали.
Христос Воскрес!"
     А в с. Икей в этот праздник избу украшали пихтой и наряжали её веточки разноцветной скорлупой яиц.
     Троицкая, или Семицкая неделя - седьмая неделя после Пасхи, заканчивающаяся днем Святой Троицы, в народе называлась Зелеными Святками.
     Троица - праздник березок и цветов. В этот день украшали дома, дворы, улицы ветками березы и цветами. Прихожане ходили к обедне в этот день с березовыми ветками и букетами полевых цветов. Цветы, побывавшие в церкви, и траву, которой устилали пол церкви в этот день, не выбрасывали. Их засушивали и хранили за иконами.
     На этот праздник пекли караваи, завивали венки из березы и цветов, приглашали гостей. С полудня начиналось празднество молодежи. В роще на большой поляне рассаживались семейными кругами для угощения, расстилали скатерть, ставили каравай. Затем молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок остановился на одном месте, то в этот год не быть замужем. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти, чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.
     Троицкому караваю и скатерти приписывали особенную силу. Караваи  засушивали в сухари и хранили до свадьбы. Сухари замешивали в свадебный каравай, чтобы обеспечить счастье и любовь молодой семьи.
     У А. А. Макаренко отмечено, что Семик - исключительно девичий праздник. А у Виноградова читаем: "Поминают в этот день утопленников, самоубийц, сами на себя которые руки наложили. Раньше их хоронили за кладбищем, а теперь уже всех вместе хоронят. Поминанья подают на престол, после обедни идут с панихиды на кладбище, дают старикам поминать. Красят для покойников яйца - синими святками или листом винишным, христосуются с имя" (Виноградов, 42). Вероятно, это связано с поверьем, что именно в эти дни просыпаются души усопших, вспоминая свою прежнюю жизнь.
     О Семике вспоминает Елизавета Нестеровна Морозова из села Гадалей: в этот день наряжали куклу, как ребёнка. Делали её из веток, палок. Одевали на палки старую одежду, тряпки. И с этой куклой ходили по дворам, подходили к каждому двору и просили разрешения спеть песню:
- Овечушки, лохматушки.
- Кто на вас напасётся?
Мои ластушки
Мамка стара, дочка мала
А я молоденька
Мало напряла.
     Хозяева угощали стряпнёй и яйцами. Всё что давали, берегли до воскресенья, до Троицы и шли со всем этим в лес, устраивали гуляния.
     А теперь сравним: у Г.С. Виноградова описан Семик по воспоминаниям М. М. Стеклянниковой, жительницы с. Гадалей: "В Гадалее в Семик "делают яишницу". Идут в лес с яйцами, там гоношат яйшницу, "убирают" берёзку, потом несут топить её, а к вечеру, когда идут с реки, поют "Вьюна". По всему-то Гадалею "вьюнов" (т.е. кружков человек по 10 - 15) пять. Поют "Вьюна" под окошками. Имя подают два - три яичка. Эти яйца берегут до Троицы, а в Троицу девки идут "на горку" с яйцами" (Виноградов, 43).
     А вот как встречали этот день по воспоминаниям, собранным Г. С. Виноградовым в Икее: "Бабушка Мартынка с многочисленной группой ребятишек, по преимуществу девочек в возрасте от 5 до 10 лет, идёт в этот день в лес, наряжает платьем берёзку, ростом аршина в полтора, затем ходят по селу и поют с ребятами под окнами частушки. Из избы подают яйцо или два. За поданное следует благодарение, выражающееся в пении и приплясывании в такт частушке. Компанию "семишников" сопровождает толпа любопытствующих… Когда обойдено всё село - сначала одна сторона улицы, потом другая - "семишники" идут на поляну к лесу, там "угощаются", делят остатки собранного и расходятся по домам" (Виноградов, 44).
     С Семика начинается подготовка к празднованию Троицы. Празднуют три дня. К Троице яйца красят; "пива" варят. Избы, предварительно вымытые, выскобленные или выбеленные, украшаются внутри и снаружи свежими березками; пол посыпается свежей травой. В церквах и часовнях "доброхотами" тоже ставится и посыпается "зелень" (березки, цветы, трава и багульник)…
     В первый день Троицы, после церковной службы и домашнего обеда, девицы группами отправляются в рощи, осматривать заплетенные ими в Семик "косы" и разгадать свою судьбу. При этом полагают: если оставленная в Семик "коса" расплетется, это означает, что и девушке "расплетут косу", то есть в ближайшем будущем она выйдет замуж. За ними следом направляются парни, цель которых помешать "девьим затеям", насмешить их прибаутками, взвеселить песнями, пляской.
     Как же встречали Троицу в деревнях Тулунского района? Обязательным атрибутом этого праздника является березка-май. Березками украшали дома, листьями устилали пол в избе, в церкви. "В Троицу обязательно нарубят березы и под каждым окошком поставят, чтобы зеленые стояли, что-нибудь там навяжут, бумажки или тряпочки какие, нарядят эти березочки, потом дня три они стоят зелененькие под окошками", - рассказывает старожил села Бурхун М. А. Семенова.
     Березы обычно стояли несколько дней, а в деревне Гадалей все эти березки собирались и вечером сжигались в огромном костре. Этот костер, считали жители, отпугивал ведьм, которые в этот день выходили из болот, лесов и рек. Девушки ходили в лес, завивали березки, плели венки, гадали: "Венки в речку пускали. Если закружится на месте, то не выйдет замуж в этом году, а если поплыл, то собирайся, девка, замуж".
     И, конечно, немало историй, подтверждающих "сбыточность" гаданий: "Пришли, давай венки завивать, плести. А эта Таня кинула в воду, и никто не видал этот венок. Видела, как в руках держала... Ну ладно, потонул. После Троицы пришли через неделю на это место купаться, а она утонула", - говорит Н. А. Гапеевцева из с. Икей.
     В Шерагуле обязательной традицией на Троицу считалась жарка яиц: "В Троицу жарили яишницы: по три яйца, по пол-литра молока… Вот такие сковородки большущие среди улицы, ложат кирпичи, щепок; когда сковорода накаляется, ложат сало туда, потом яйца…", - сообщает Г. В. Лыкова
     В Бурхуне старожил Ф. М. Семенов рассказывает: "У нас на кладбище ходили в Троицу… Идут люли на кладбище, поминают кутьей, яички красненькие обязательно. Каждый на своей могиле…"
     В своих рассказах старые люди часто вспоминали, что яйца, собранные в четверг (Семик) до Пасхи, брали с собой в лес на Троицу.
     Таким образом, в селениях Тулунского района, как показывают экспедиционные материалы, прижились самые разнообразные традиции празднования Пасхи.
Следующим большим праздником летнего периода по праву считается Иван Купала.
     В сибирских календарях в этот день акцент делается на связь с народной медициной и ветеринарией.
     Много чудес происходит в ночь на Ивана Купалу: "Кто желает быть счастливым и богатым, пусть в "Иванову ночь", говорится на Ангаре, накосит копну травы и сохранит до "страшных вечеров". Рекомендуется пойти "тогды" к этой копне ночью, обойти вокруг нее "благословесь" (с молитвой) и очертить круг "огарком" (от первой лучины, зажженной осенью): черти, которые с удовольствием избирают для своих сборищ "ивановски копны", взмолятся и за отпуск из крайне неприятного для них положения пообещают исполнить все требования такого смельчака" (Макаренко, 65). Или вот совсем необычная история: "В подполье или бане варят черную кошку, предварительно выбросив из неё кишки. Когда кошка сварится, очерчивают углем круг, в котором на табуретке садится человек перед зеркалом и начинает вынимать из кошки по одной косточке и показывает в зеркале, выберет таким образом все кости. Если он видит кости и в зеркале и в руках у себя, то бросает их за круг.
     Нужно найти такую косточку, которую в руках видишь, а в зеркале не видишь. Это и есть "костка - невидимка"… Когда найдешь "костку - невидимку", делаешься счастливым обладателем чудесной вещи, которая помогает человеку всюду: захочешь денег - костка их сделает невидимыми для всех, кроме тебя, их легко тогда взять" (Виноградов, 20).
     Тулунская земля оказалась богатой мифами, преданиями о купальском дне. Вот некоторые из них. "На Иван Купалу костер разводили и говорили, что ведьма прийдет. Но ведьма она не ходила, а кто-нибудь нарядится, так по-страшному и идет". (с. Усть-Кульск)
     "Пошли они Иван Купала справлять. Вот катится колесо, а брат у костра стоял, взял посадил его на ось, и вдоль дороги. А на утро очнулись - нет брата, пошли, а он на березе висит". (с. Икей)
     Много мы услышали историй о хождении в эту ночь за папоротником. Никто никогда не видел его цветущим, хотя смельчаки, желающие отправится за этим цветком, находились. В рассказе жительницы с. Бурхун Л. Я. Лисициной мы услышали: "У одного мужчины, лошади не пришли домой. Он пошел искать лошадей, как раз захватило 12 часов, папоротник цвел, а его не так просто взять, страшно. А ему папоротник завалился в сапог… Ну, он потом ещё гнал лошадей домой, ему казалось все страшно, лес валился перед ним, не пускали домой, загораживали дорогу черти. Вот пригнал лошадей, его дома никто не видит, а он всех видит…"
     Существует поверье, что именно в этот день на Ивана Купалу растения наполняются лечебными свойствами, и их необходимо собрать. Не только растения полны целебной и магической сил, но и роса тоже. "… старушка у нас была… вот она росу собирала под Ивана Купала. До светлу, пока ещё не расцвело. Был у нее такой ковшичек, чтобы эту росу не ссекать с растения", - вспоминает Г. В. Лыкова из с. Шерагул.
     В эту ночь, считают ночью разгула нечистой силы"Если у тебя корова доится, то нужно обложить крапивой окошки в стайке, ворота где какие, перекрестки на дороге. Все нужно обложить крапивой. А то ведь эти колдуны могли превращаться в свиней, овечек и в собак. Вообще, они бегают и отнимают у коровы молоко". (Н. П. Почерней из с. Усть-Кульск).
     Летний цикл не отмечен большим количеством праздников. Естественно, это связано с большими работами в поле, в саду, в огороде. Последний летний праздник, который до сих пор помнят и соблюдают все его традиции - Ильин день. В народе Илью считают суровым, грозным, карающим, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья - щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.
     В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в "красный угол" избы. На Ильин день вся нечистая сила обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.
     О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит. Гром происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи - пророка, который гоняет нечистого духа или змия. Молния - это стрелы, которыми Илья поражает злую силу.
     На Илью бывают обыкновенно "воробьиные ночи", когда в течение целой недели раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревет скот, страшно становится и не спится человеку.
     Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена.
     Для сибирских календарей этот день характерен больше всего перечислением запретов. У А.А. Макаренко так и написано: "страшный праздник". Описаны случаи, когда нарушаются эти запреты. "По ягоды тоже не ходят. И веники не вяжут. М., ещё молодухой, с утра отправилась веники вязать. До полдня был красный день, потом поднялась страшная буря… Едва до дому добежала… Веники сгорели…" (Виноградов, 24).
     "Один крестьянин робил в Илью. Случилась гроза. Мужик кинулся под лотку. Ударила громова стрела и убила мужика" (Макаренко, 71).
     Наши рассказчицы в основном также соотносят этот день с нарушаемыми запретами. "Вот я как помню, на моей памяти в Илью поехали сено метать, только сметали, как дала гроза. И огород сгорел. И вот по тот день не стали работать" (Г. В. Лыкова из с. Шерагул). Или: "В Ильин день не работали. Не было такого, чтоб работали. Это тоже считалось грехом большим. Работать, в лес не ходить в этот день. На Илью и купаться нельзя, это тоже большой грех. Иначе что-то случится. У нас случалось. Двое тонули, одного-то спасли, а второй утонул", - говорит Н. П. Почерней .
     Одним из излюбленных праздников русского народа является Покров - время, когда заканчиваются все тяжелые сельскохозяйственные работы и можно подумать об отдыхе. Покровом заканчивается вся череда праздников. Покров справляли щедро, раздольно, покровское гулянье считалось последним игрищем в году. Покрытие земли снегом - это естественное явление природы, почти всегда совпадающее с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, как бы даёт повод народному наблюдению сближать понятие Покрова Пресвятой Богородицы со свадебным покрывалом. Само время праздника в сельскохозяйственном быту представляет особенные удобства для празднования свадеб: к этому дню оканчиваются все важнейшие сельские работы, естественно, теперь крестьяне могут спокойно думать о свадьбах.
     В Тулунском районе, как и везде, в этот праздник игралось много свадеб. Этот праздник является межевым между осенью и зимой: "До Покрова - осень, за Покровом зима идет". С этого дня начинаются девичьи и бабьи посиделки. "Девки собираются по баням с куделей. Истопят баню, а если в одной тесно, то и другую истопят - ну и чешут, песни поют. Другой раз парни соберутца, шутят… Как девки уроки, сколь имя зададут, кончут - играют. Сделают складчину, чего-нибудь поись послаще, самовар поставят, чай пьют…" (Виноградов,  29).
     Так же, как и на Европейской части России, Покров почитается особо девушками, для которых имеют символическое значение стародавние молитвословия: "Матушка Покров - мою голову покрой!" Или: "Покров - землю покрой снежком, а меня, молоду, - женишком!" В Сибири, между прочим, в старину голову невесты покрывали до венца "наметкой" (покрывало) из "бахты" (бумажная ткань)" (Макаренко, 81).
Медведева Г.В. кандидат филологических наук, доцент, зам. директора ОЦНТиД по науке
 
БИБЛИОГРАФИЯ.
 
Виноградов - Виноградов Г. С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. - Иркутск, 1918.
Макаренко - Макаренко А. А. Сибирский народный календарь. - Новосибирск, 1993.
 
Категория: События и происшествия | Просмотров: 2146 | Добавил: 2loon | Рейтинг: 0.0/0

Хостинг от uCoz