MENU
Главная » 2008 » Декабрь » 17 » НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА
4:35:25
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА
Часть I.
 
(по материалам фольклорно-этнографических экспедиций Дома фольклора и ремесел 1997-2000 г.).
 
      Народный календарь русских Тулунского района Иркутской области формировался на протяжении столетий. Поскольку главным занятие русских этого региона издавна было земледелие, календарь носил ярко выраженный аграрный характер. Ритм жизни хлебопашца находился в зависимости от чередования времен года и производственных циклов. Не случайно крестьяне нередко исчисляли время по рабочим сезонам: «в страды», «сенокосом», «в пашню».

     Результаты труда земледельца во многом определялись его умением предугадать капризы природы, обозначить причинно-следственные связи. Итоги наблюдений формулировались в виде примет, которые увязывались с календарем. Фиксировались оптимальные для Тулунского района сроки начала и завершения различных сельскохозяйственных работ. Результатом всех этих наблюдений становились прямые рекомендации, бытовавшие обычно в лаконичной и красочной форме пословиц, поговорок, сентенций относительно приемов сельскохозяйственной деятельности.

     Иными словами, в народном календаре нашли отражение и практический трудовой опыт крестьян, и его метеорологические, астрономические, агрономические и прочие знания. Соответственно срокам начала и конца полевых работ размещались в календарном году другие важные для крестьян события: свадьбы, праздники, ритуалы.

     В начале 20 столетия собиранием материалов по народному календарю Тулунского края занимался Г.С. Виноградов. Он посетил  Тулун, Алюй, Худая Елань, Верхний и Нижний Манут, Шабарту, Курзан, Гадалей, Никитаево тогда еще Тулуновской волости Нижнеудинского уезда и др. Собранные материалы легли в основу его  "Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири". Календарь Г.С. Виноградова составлен по типу календаря А.А. Макаренко. В нем также отмечены два раздела: "Месяцеслов" и "Дни и недели "не в числах".

     Крестьяне знают принятое разделение года на месяцы, недели, дни, часы. Но время исчисляют не по месяцам, а по рабочим сезонам ("сенокосам", "в страды", "в пашнях") или по определенным, большим или малым, промежуткам времени от праздника до праздника, от начала поста до мясоеда.

     Сравнивая календари Восточной России А. А. Макаренко и Г. С. Виноградова, можно увидеть, какие обычаи и обряды сохранились или изменились, приспособились к местным условиям жизни в Сибири, какие традиции наших предков сохранились до настоящего времени.

     Материал, который был собран нами в селениях Тулунского района: Александровке, Афанасьево, Бурхуне, В. Бурбуке, Н. Бурбуке, Гадалее, Усть-Кульске, Шерагуле и др., нами был сопоставлен с календарями А.А. Макаренко и Г.С. Виноградова.

 

Сочельник.

     В Сибири Сочельнику придавалось не такое большое значение, как в центральной части России. По наблюдениям Г.С. Виноградова основным занятием в этот день являлась уборка в доме, во дворе, стряпня к праздничному столу. Многие старались придерживаться строгого поста "от звезды до звезды не едят". Но пост соблюдали далеко не во всех семьях.

     Важнейшим из обычаев, относящихся к празднику Рождества Христова, бесспорно, был обряд "славления", сохранившийся доселе; он состоял в хождении славильщиков по домам с молитвой и пением. В начале 17 века к обряду "славления" присоединено было ношение так называемого вертепа, или ящика, в котором представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа.

     Период с 25 декабря по 6 января, называемый Святками или святыми днями, продолжается 23 дней и делится на 2 периода. Первая неделя называется Святой; вторая - страшными вечерами. Всё это время справляются святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по домам и улицам. Выражение "страшные вечера" появилось в память истребления царем Иродом всех младенцев в городе Вифлееме и его окрестностях в поисках Иисуса Христа. В "страшные вечера" по миру свободно гуляет нечистая сила. Поэтому издавна считается, что в Святки нужно беречь скот, амбары от нечистой силы.

     В этот день утром садятся завтракать за общий стол и едят по кругу из чаши кутью. Это каша, приготовленная из смеси пшеницы, гороха, риса, подаётся с мёдом и изюмом. Больным и детям разрешается с утра есть мясо и пить молоко. Затем начинается рождественское разговение: едят вкусную и обильную еду. При этом отдаётся предпочтение блюдам из свинины (отголосок старинной рождественской традиции, когда непременным угощением был поросёнок). Его начиняли кашей, а кабанью голову подавали в отварном виде с хреном. Традиция также требует приготовления всевозможных видов печенья в виде зверушек.

     В Сибири Рождество Христово праздновалось не менее раздольно и широко, чем в Европейской части. Здесь соблюдались все традиции и обряды, пришедшие к нам из старины.

     Празднества проходили так: "В первый день праздника редко кто начинает гулять: попов ждут. Со второго уже гуляют. Дня три - четыре спустя, потом начинают вечерки. Устраивают их все святки. Прежде (да и теперь тоже) нанимали просторную избу, уславливались о цене, уговаривались, когда расходиться вечерке: до ставальной ли поры, до первых ли, али до третьих петухов. Сами хозяева тут же, с печки, с палатей смотрят. Народу полна изба. Дом откупали в складчину, только богатые в одиночку откупали. Перед вечером один парень идёт по одной стороне деревни, другой - по другой, заходят в избы, где есть взрослые девушки и приглашают: "Красны девушки, милости просим на вечерочку" к такому-то. Иной раз молодятник нанимает ребятишек обойти деревню и пригласить на вечерку. Вечером отправляясь на увеселение, парни громко гаркают: "На вечерку! На вечерку!" В Тулуне много вечерок. Тапери уж гармониста безпременно зовут на вечерку. А прежде музыки никакой не было, разве балалайка; гармонию редко вызывали. Песни всё больше пели, под песни и плясали. "Пляши, - говорят, - наиграно было!" Соберутся ребята, девки. Кто побойче, начинает под песню, а то под балалайку плясать, приглашает себе кралю. Поют какую-нибудь плясовую песню, играют "в восьмёрку", "посидячи песни" поют, "женят" кого-нибудь (игра), а то ещё как-нибудь играют. Старики тоже ходили на вечерки, даже бабы с ребятами ходили на вечерку смотреть. Драка, али какой страм, как нынче пошло. Прежде не бывало. Угощения никакого не бывало, даже орехов не было. Играют, поют, делают кому что любо - да и всё тут…. Дня с третьего молодятник начинает уже машкароваться. Нарядятся и ходят по избам, пляшут, поют. Разно наряжались. Шубу выворотят шерстью вверх, а то овчины натянут на себя. Маски делали из сахарной гумаги, сажей намазывались, ретешны зубы в рот вставят. Маски нету - лицо сажей намажут, из кудели бороду доспеют. Стариками, старухами наряжаются" (Виноградов, 32-33).

     А вот как описывает вечерки старожил с. Бурхун Семёнов Ф. Н. -  большой любитель пляски, один из лучших в районе балалаечников: "Молодежь танцует, а все взрослые в пороге стоят, стоят наблюдают.  Мы соберемся ровесники, старший за нами закреплен. Мы плясали всякие сербиянки, старинные пляски свои, "ворота", "восьмерки", "шестерки". А каждый старается наловчиться. Так приловчишься, чтоб девушке легко плясать с парнем.  Даже приучали потихоньку с девушкой обращаться. С 16 лет был отбор, переводили в Большую вечерку". Как видим, вечерка для деревенской молодежи служила своеобразной школой этикета.

     А вот жительница с. Шерагул Лыкова Г. В. считает, что вечерка после тяжелого трудового дня - это своеобразный выход энергии, где песни чередовались с удалыми русскими плясками: "… чтобы уделить внимание сиротам, инвалидам, в их честь исполнялись песни, они слушали, точно знали, что для них. Потом погрустили, поплакали и начинаем: "Шестерку, ребята!" и пляшем шестерку".

     В некоторых селениях Тулунского района праздник Рождества был упрощен. Обычай колядования заменен на гуляние по улицам. "Потом начинают "щедровать". Собирается молодёжь, пожилые, женатые молодайки с мужьями, девушки с парнями и ходят по избам. Загадывают там или песни поют. Им дают мясо, сало и даже нальют чекушку… В этой избе дали, пошли в другую. Потом собираются в одну избу и там жарят, парят и гульбище устраивают. Ходили только взрослые колядовать".  Это воспоминание жительницы с. Икей К.Т. Бучинской.

     В деревне Усть-Кульск в Рождественские дни затевали "Терешку".Вот что о ней упоминает Н. П. Почерней.: "Собиралась молодёжь. Становились парами. 6 девчонок, 6 мальчишек. Выбирали мать с отцом посреди этого круга. Потом парень выбирал девушку, девка - парня. Женились как бы. И при этом пели песню:
Терешка, терешка на печи жила,
Терешку беда пришла.
С ким его жена спала,
На печи - кутку, кутку.
Семеро штанов вытку,
Брось мою кашулечку,
Я к своему дедуличку,
Тережка стархуй
Тебя я выловлю.
Бабулька стара,
Тебе по гуза вычурна".

     Или вот ещё своеобразный способ гуляния на Рождество записан со слов М. С Зайцевой, старожила д. Бурхун: "Вот на Рожесво собираются старухи в канавке там, раскладывают огонёк, песни поют сидят до самого утра, а уже молодёжь накладут большие сугробы ломья всякого, берёзовики всякие и запалють. И кругом бегають, играють и не делали ничего дурного".

     В Тулунском районе бытовал и обычай колядования. В с. Гадалее этот обычай петь тропарь праздника и кондак сохранился до середины XX века, в таком виде вспомнила его Е. Н. Морозова:
"Рождество твоё,
Христи Боже нас,
С васиямири с утра з ума,
Небо звездою служащее,
И звездою учакуйся,
Тебе кланемся,
Солнце - правда,
Тебе видемся с востока,
Господи Слава Тебе!
Дева с непресущным рождает,
Земля верхепному преступному приносит.
Ангелы с пастрями слово словят,
Волхива со свездою путешествует:
Наш Бог роди родися
Отроче рада, привечный Бог.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
Не дадите пятака
Так мы корову за рога".

 Видим, что здесь тропарь и кондак слились воедино и местные жители добавили несколько строчек из колядок.

Обычай колядовать до сих пор бытует в деревнях. О нём рассказал нам Ф.Н. Семёнов, житель д. Бурхун: "В Рожесво я пацаном был, с торбой из холста ходил, приходишь в избу и говоришь:
"Я молодой, молодчик,
Залез на столбчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
А вы, люди, знайте,
Мне копеечку дайте.
Копеечки мало,
Дайте кусок сала,
Да ещё кусок колбасы,
А я эту всю колбасу
До дома донесу".

     А вот один из совсем упрощённых видов колядок, который встретился нам в рассказах жителей с. Гадалей:
"Сей, вей, посевай,
С Новым годом поздравляй!
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки".

     В некоторых селах перед нами часто стоял вопрос: "Кто же именно колядовал на Рождество?" Ответы были самые разнообразные. Например, в деревне Бурхун была такая версия: "…а на Рожество, до солнца, только мужчины ходили. Вот эту звезду запалють и идуть, и славят это Рожество-то. Славили, какую-то молитву читали".

     Одним из самых любимых праздников в последнее время считается Новый год, его встреча. Всё население страны от мала до велика ждёт его с нетерпением. Ждёт всех тех атрибутов, которые присущи Новому году. Это и подарки, и гадания, и Дед Мороз, и ёлка.

     В народе же в старину Новый год не считался таким большим праздником, как в настоящее время, и имел совсем другое значение, большей частью сельскохозяйственное. В таких деревнях, как Паберега, Боробино Тулунского района, по словам Ф.Н. Семёнова, этот день не праздновали, так как не считали его праздником.

     Васильев вечер - один из главных "ворожейных" дней. В народе издавна повелось думать, что все гадания под этот вечер - самые сбыточные, и потому почти все население деревни занято было гаданиями, хозяева гадали об урожае, молодежь обоего пола занята гаданиями, касающимися женитьбы и замужества. В Европейской части России существовало большое количество способов гадания. Только в одной местности одни гадания пользовались большей популярностью, в другой - другие. В Сибири также выделялся определённый ряд способов гадания. Общаясь со многими жителями селений Тулунского района, мы пришли к выводу, что наиболее распространёнными были следующие:

1. Окличка прохожих и проезжих. Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у калитки,  девушка спрашивает у мужчин: "Как ваше имя?" с той целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь то же самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный.

2. Подслушивание. Гадающие ходят слушать под окна чужих домов и, судя по услышанным ими словам, веселому или неприятному разговору, предрекают себе приятную или скучную жизнь, бранчливого или ласкового мужа.

3. Гадание на курицах. Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трёх местах вода, хлеб, золотые, серебряные и даже медные кольца. Птицу пускают на пол и смотрят, какую вещь она клюнет или за что примется прежде всего.

4. Гадание у ворот. Выходят к забору или просто стоят за воротами во время ночи и говорят: "Залай, залай, собаченька! Залай, серый волчок, где залает собаченька, там живёт мой суженый!" Там, где девушка услышит собачий лай, туда непременно будет отдана замуж.

5. Гадание башмаком. Девушки снимают с левой ноги башмаки и кидают их за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. В ту сторону и отдадут девушку замуж.

6. Гадание на поленьях. Девушки подходят к поленнице задом или защурясь и берут из неё без выбора, которой какое попадётся. Затем каждая своё осматривает, из чего заключает о будущем женихе.

7. Гадание на перекрёстке в полночь. Девушки выходят на перекрёсток, и, загадав каждая из них о своём будущем женихе, очерчивают круг, и, стоя в нем, прислушиваются.

8. Гадание на зеркалах. Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым более осязательно и более серьёзно хочется ознакомиться со своей будущностью. Гадание в зеркале или наведение зеркал всегда сопряжено с тишиною и молчанием, а вместе с тем с безлюдностью, для чего избирается ночь.

9. Гадание на полотенце. Вывешивают белое полотенце из окошка на ночь со словами: "Суженый, ряженый, приди и утрися". Если вскоре затем полотенце будет вымочено, то значит, в этот год быть девушке, которая вывесила его, замужем, а если к утру снимет его сухим, то не выйти а этом году.

10. Гадание у бани. Девушки, отворив дверь бани, обнажали некоторые части тела. Если девушка чувствовала мохнатую руку - то предполагался в этом году богатый жених, а холодная голая рука - бедный.

     А теперь рассмотрим виды гаданий, описанные в календарях А.А. Макаренко и Г.С. Виноградова. Одним из часто встречающихся гаданий является гадание на поленнице дров. "Идёшь к поленнице, берёшь полено и идёшь в избу. В избе смотришь: если полено гладкое, - жених красивый будет, лицо чистое, а полено суковатое - жених будет корявый, рябой" (Виноградов, 5).

      Или вот ещё такое гадание: "Выбегаешь вечером, берёшь сколько можешь полешек. И считаешь, если число вытащенных поленьев делится на два - выйдет девушка в этом году замуж, если не делится, то не выйдет. Так гадали девушки из с. Усть-Кульск.

     Подобные гадания встречаются и в других деревнях Тулунского района, например в с. Шерагул. Г. В. Лыкова вспоминает: "Ворожили, вот зажмурются, частокол же, обзору не было, частоколом городили огуречники, так руки расставят и идут от крыльца до огурешника, вот сколько захватют этих, ну, частоколов, а эти считают с этого краю и с этого краю, если по парам, в этом году выйдет замуж, если нет, то значит, нет, и не готовься, в этом году не выйдешь замуж".  

      Одним из   обязательных элементов  гаданий - слушание чужих разговоров под окнами. Смысл этой ворожбы сводится к тому, что гадальщики задают вопросы, а в это время в доме ведется свой разговор: "Выйду ли я в этом году замуж?", "Иди быстрее!" По этому разговору можно понять, что девушка выйдет в этом году замуж. Или: "Как моего суженого - ряженого будут звать?", "Ты гляди-ка, что Петька сегодня учудил!" 

      Многие гадания сводились к тому, чтобы узнать с какой стороны ждать жениха, невесту. "Девицы и парни, собравшись в один кружок, воруют на время "белу кобылу" или коня, выводят на "расстаньё" дорог, завязывают ей глаза мешком; а когда на неё сядет девица или парень, то до трёх раз кружат и отпускают на свободу: в какую сторону пойдет лошадь, туда девушка выйдет замуж, а парень оттуда возьмет жену. То же самое проделывают с лошадью и в селении" (Макаренко, 40). А у Г. С. Виноградова по этому случаю описаны такие гадания: "На разстани бегают. Уткнут голову в дорогу и слушают, где колодец звенит, в той стороне и жених живёт. Выходят в полночь на разстани двух дорог и завечают: "Злай - ка, собачка, на тестевом дворе!" В какой стороне собака залает, там и живет жених или невеста (Виноградов, 4). Конечно, к этому виду гаданий относится самый распространенный вид гадания по всей Сибири - это перекидывание валенок через ворота.

     Гадали не только, чтобы узнать своя судьбу, каков будет урожай, но и чтобы узнать о судьбе родственников. Начало 20 века и конец 19 совпали с несколькими войнами. С деревень забирали большое количество мужчин. Женщин и девушек интересовала судьба своих близких, живы ли они, скоро ли вернутся домой? Вот какие случаи нам пришлось услышать об этом: "Мы тихонько сидели, потом приготовили зеркало, венчальное кольцо бабушка дала одной подруге и стакан тоненький такой. Воды налили туды и кольцо опустили на дно. И в зеркало смотрели. Загадывали и смотрели. Я загадала, что вот живой - нет, брат. Ну, мне показался в стакане живой, только как у их, шапка военная. Одно ухо к верху, другое - вниз. Так хорошо было видно. И я сразу увидела и взболтала. Надо сразу хватать и взбалтывать. Потом после етого села подружка. У подружки был в тюрьме муж. Она тоже не  знала живой он или неживой. Ей привиделась могила, там увиделася, в стакане. Она эту воду вылила, другую налила, кольцо опустила. В зеркало сидела смотрела, а мы тихонечко - тихонечко сидели с подругами. Потом она заплакала, когда ей привиделась могила, что неживой. Она взболтала этот стакан с водой и заплакала. Мы говорим: "Чё?" А она говорит: "Мне привиделась могила". Правда, после этого брат пришел домой по болезни. Вот мы и говорим, что одно ухо поднятое у шапки было, а другое опущенное. Вот стало быть он больной, что пришел нездоровый домой. А у подруги, что умерший - сообщили потом" - так вспоминала Л. Я. Лисицина. - жительница деревни Бурхун.

     А вот что говорила Е. Ф. Дудкевич из села Гадалей: "А другие гадали про отцов, живой или нет, тогда ж ещё война была. У одной неживой уже был, вот могилка и бугор показался".

     Одним из развлечений в этот день были конские бега. "Днем устраивают конские бега: всадники верхом "на бегунцах" (скаковых лошадях) с азартом оспаривают друг у друга "заклад" (ставку); зрители не остаются безучастными к конским ристалищам и примазывают свои гроши на ту или иную масть "бегунца". В Тулуне в то время бега проходили на реке. "Вечером взрослые и дети наряжались, переодевались, ходили по домам с целью потешить хозяев. В "откупных" (нанятых) избах затевают вечерки с играми, пением и пляской" (Виноградов, 7).

     В последующие затем дни производятся обычные работы; но вечерки и маскарады продолжаются с необыкновенным оживлением вплоть до Крещения.

     Праздник Крещение символизирует по церковным канонам зарождение христианства, начало проповеднической миссии Христа. Это один из двунадесятых праздников Русской православной церкви, отмечаемый 6 (19) января.

     В быту верующих праздник Крещения завершал рождественские святки. В церковном обряде главным было освящение воды, так называемое освящение на Иордане, которое сопровождалось крестным ходом к проруби, в которой освящали воду. Верующие, набирая воду в различные сосуды, считали, что после освящения она приобретает особые, чудодейственные свойства, может отгонять нечистую силу, помогать больным и т. п.

     В этих обрядах нетрудно увидеть влияние языческих поверий, веры в очистительную силу воды. Другое дело, что в переложении на богословский язык, этот обряд приобрел иной смысл: о христианском долге очищать себя от греховной скверны. Вот почему в день Крещения в храмах звучат проповеди о греховности человечества.

     В этот день девушки пекли сочень из ржаной муки "и не евши, рано утром шли с ним по улице. Надо хоть маленько выпустить его из под курмы или из под шали" (Виноградов,   7).

     А вот какие рецепты приготовления крещенской обрядовой пищи дают крестьяне Тулунского района:

1) "На Крещение у нас кутью готовили. Толкли в ступе пшеницу. Толкли и ставили в печь, парить. А вечером её уже ели сладкую, сахару насыпят. А утром рано давали до солнца курям, скоту - до восхода солнца" (д. Бурхун).

2) "… говорят, на Крещение надо было сделать из 7 круп каши. И в углу настилали сено, чтобы полный год богато жить. И они все эти горшки с кашами ставили на это сено. И накрывали полотенцем" (д. Бурхун).

     Вечером обязaoaeuii шли в церковь, запасались  святой водой. Вода эта не портилась в течение года. По приходу домой ей окропляют дом, дворовые постройки, домашний скот. Принимают меры предосторожности этим вечером от "волхиток" или колдунов, нечистой силы, ставят на дверях и окнах, на дверях скотных дворов кресты углем или мелом. А по наблюдениям Г.С. Виноградова, в этот день, "Вечером же делают деревянные кресты - из двух небольших лучинок, воткнув одну в щель другой. Кресты кладут в передний угол, в куть, во двор. На дверях и окнах делают кресты углем или мелом" (Виноградов, 7).

     По замечаниям Г.С. Виноградова, в Тулунском районе вечерами ходят на вечерку, наряжаются, "ворожут". "Ворожут" в основном на воде. "Налитые водой и замеченные на каждого члена семьи ложки выносят в сени и ставят к порогу; на утро свидетельствуют: в чьей ложке вода замерзла "бугром" - тому жить в текущем году; вода замерзла "логом" - тому помереть.

     В день Крещения обязательным считается идти молиться на "ирдань" (по Г. С. Виноградову) или на "ярдань" (по А. А. Макаренко), то есть на совершаемое на реке водосвятие. Из реки черпают освященную воду, которую сохраняют в течение целого года. Её расходовали в экстренных случаях: давали пить роженицам при трудных родах, ею обмывали вымя отелившейся коровы.

     И Г.С. Виноградов, и А.А. Макаренко замечают, что раньше обязательно находились охотники купаться в "ирдани", в "пролуби".  По замечаниям старух, смельчаки никогда не болели. На протяжение двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать, нарушение запрета считается большим грехом. В Тулуне после водосвятия здесь же на речке устраивались конские бега, одно из любимых развлечений тулунских жителей.

     Однако Тулунском районе не во всех селениях рядом речки и озера. Поэтому обряд водосвятия совершался не везде, и о нем жители некоторых селений даже не упоминают. Важным в этот день считалось "закрестить" все окошки и двери в доме и надворных постройках. "Вот берут мел или уголь и закрещивают все окошки, двери, все окосяченное: вверху и по бокам, чтобы нечистая сила не приходила, - и стайки, и ворота. На речку не ходили, так как её не было. У нас никакой лужи даже не было. Мы колодцы закрещивали" (Лыкова Г. В. с. Шерагул). Или: "На Крещенье приходили на небольшую речушку. Поп приходил. Делали пролубь, набирали воду. Считали её лечебной. Поп кадилом махался. И все молились. Считали её "посвященной"" (М. З. Абуздина из с. Икей).

     Крещение - праздник раздольный. До самой Масленицы продолжались гулянья. Повсюду играли свадьбы. На пaрах, тройках, с колокольчиками, под гармонь мчались молодые свадебные пары и их гости по просторным широким улицам, радуясь жизни (по рассказам Ф. Н. Семенова из д. Бурхун, Г. В Лыковой из с. Шерагул).

 

ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ. МАСЛЕНИЦА.

 

     Перед Масленицей был ещё один из больших праздников, особо почитаемый русскими Тулунского райрона - "Сретенье" или "Устретенье".

     Масленица начиналась за 56 дней до Пасхи днем сретения, когда зима встречается с весной, постепенно уступая ей. Масленице предшествовали "Сплошная" и "Пестрая" недели. "Перед масленкой последняя неделя - пестрая, в еде пестрят - все дни едят молочное, а в среду и пятницу молочное не едят. Перед пестрой бывает сплошная неделя: все тоже едят сплошь все дни" (Виноградов, 34).

     Масленица - древнеславянский праздник "проводов зимы", которым отличается переход к весне и весенним земледельческим работам. Из всех древних славянских праздников Масленица - самый древний. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник - сырная неделя, сыропустная, когда мяса уже исключается из рациона, но разрешается есть молочную пищу и яйца.

     О встрече и проведении Масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели, начиная заранее печь блины. Всю масляную неделю праздновали широко, весело. Ходили друг к другу в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Иногда в санный поезд впрягали вместо лошади ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом - символ возрождающегося солнца, делали «ледянки», «катушки» - ледяные горы и съезжали с них на санках, бересте, коже и "ледынцах". Гуляли ряженые, плясали вокруг костра из чучела соломенного, обряженного в «бабью лопоть»: сарафан, платок, повязанной по-старушечьи - с низким захватом лба, в руке - блин, в другой - сковородка. В центре внимания на Масленице оказывались молодожены: они одевались в свои лучшие наряды и непременно принимали участие в катаниях.

     Для каждого дня Масленичной неделе имелось свое название. Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраиваются общественные горы - ледянки, каталки, качели, столы со разнообразными   яствами.

     Вторник - заигрыш. С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов. Гостей принимали у ворот или у крыльца. Молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали на суженых. Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Четверг - широкий четверток, разгул, перелом. Начинался масленичный разгул: катались по улицам, разные обряды, кулачные бои. Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ (иногда со всею родней). Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дети строили снежные городки. Воскресенье - проводы, прощанье, целовник. Соломенную куклу. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом. По окончании Масленицы все шли в баню.

     Отличительной чертой Масленицы является катание по улицам на лошадях. "Взад и вперед мчатся однопряжки, пары, тройки, весело позвякивая всяким "вызвоном" (колокольчики, бубенчики), красуясь наилучшей сбруей, разноцветными ленточками в заплетенных косичках лошадиных грив. В "кошевках", а на Ангаре в старинных лубяных "кошевнях" сидят разряженные катающиеся "кумпании" - пожилые   особо, молодежь особо, громко распевая "проголосны" песни. От поры до времени из общей вереницы кошев отделяются некоторые и останавливаются перед той или иной избой, где для приглашенных "поежжан" (гостей) давно "собраны столы" с масленичной "ествой", хмельным или "травяным" пивом, а также водкой" (Макаренко, 95).

     Необычно, интересно, с представлениями проходил последний день Масленицы - "прошшоное воскресенье", "целовальник" - это отмечают оба автора сибирских календарей. "… все больше бабы, - приделает из кудели бороду, верхом на коне задом на перед сядет да и ездит взад-вперед по деревне из конца в конец. То сани двои или трои вместе рядом свяжут, запрягут задом наперед, на сани поставят лавку, на ней сидит старуха с прялкой, куделю прядет, а старик сзади стоит, над ней кормует, кулаками размахивает. Всяко-то, всяко представляются, только бы чуднее было" (Виноградов, 34).

     Вечером в этот день ездили на кладбище прощаться с родителями, посещали родственников, молодые кланялись пожилым в ноги, да и просто люди кланялись друг другу, просили прощение и обязательно целовались.

     В деревнях Тулунского района разграничения по дням масленичной недели нет. Поэтому нет и обрядов, связанных с этими днями (сожжение Масленицы, Прощенное Воскресенье, тещины вечерки, золовкины посиделки).

     Выпечка блинов, катание на лошадях, катание с горки, уличные гуляния - важные элементы масленичной обрядности. Старожилы в своих рассказах часто упоминают, что в эти дни деревенская молодежь любила «обряжаться», петь масленичные песни. "На Масленицу коней запрягали, катались на горках, обязательно пекли блины, а как же без них-то" (Е. И. Бурсевич из с. Усть-Кульск).

     "Запрягали лошадей, ставили туда ступку, куделю сделают и песни поют все про Масленицу:
Масленица - белый сыр,
Ой, ой люли - белый сыр,
Что ж ты нам принесла?
Ой, ой люли, ой люли,
И соху, и борону,
Ой, ой люли, ой люли,
Хлеба горбушку и воды кружку,
Ой, ой люли, ой люли, нам принесла"

(К. М. Дудкевич из с. Гадалей).

     "Ходили на Масленку, наряжались, даже так наряжались - покойника делали. Ну вот один человек становится впереди, голову согнет, ровно голова у него согнутая, а второй человек сзади руки свои вытягивает на его вот так, голову откидывает и получается, как покойник, вперед ногами, а первый-то человек руки вытянет туда, как ноги, наденут ему обутки какие-нибудь, обычно надевали катанки обрезанные, а тут накроют простынью, и получится, как покойник. И вот заходили даже в дома, вечером, не днем, а вечером, некоторые даже пугались: заходят, покойника заносят в избу. А вечером опять начинаются какие-то причуды, кто на метле едет, и бабой Ягой наряжались, и этим, вороной наряжались, крылья такие сделают, нос такой, но наряжались так-то по-настоящему…" (с. Гадалей).

     Отшумела широкая Масленица, и на смену всем весельям и пиршествам приходит Великий пост. Великий пост продолжается семь недель - от Прощенного Воскресенья до Пасхи. Чистый понедельник - первый день поста. Относительно же обрядов очищения, которые исстари совершаются нашим народом в Чистый понедельник, можно сказать, что в них главным образом выражается, с одной стороны, как будто сожаление о прошедшей веселой масленице, с другой - неопределенное желание, хотя чисто внешним образом, очистить себя от нечистых развлечений.

     Четвёртая неделя поста называется Крестопоклонной, у А. А. Макаренко "Середохресна неделя". "На Седокресной неделе пост изломается пополам". На Средокресты готовили обрядовое печенье в форме крестов. Печенье - кресты пекли в среду. Выпекали кресты по числу членов семьи, иногда больше. Кресты давали скоту для приплода, использовали как средство от болезней. Кресты съедали в тот же день, но в некоторых местах оставляли несколько крестов до посева и съедали их в поле. В народном календаре А. А. Макаренко этот обряд отсутствует, а у Г. С. Виноградова кроме этой традиции, в этот день женщины не должны стирать, выполнять тяжёлую работу.

     Шестая неделя поста - "вербина" (сиверна) неделя. Вербное воскресение - последнее воскресение перед Пасхой. Этот праздник напоминает верующим о входе Иисуса в Иерусалим. Накануне этого события Христос творил чудеса, о которых узнали жители города, и паломники жаждали видеть чудотворца. За шесть дней до Пасхи Христос в окружении учеников двинулся в Иерусалим. Все, кто встречал его на пути, стелили путь пальмовыми ветками. В этот день в церкви совершается обряд освящения вербы, ей приписывают множество магических свойств. Вербой первый раз после зиму выгоняли скот в поле, пучки вербы вешали в хлевах и стойлах. Наши предки заметили, что вода, в которую опущена веточка вербы, сохраняется свежей долгое время. В вербе есть дубильные вещества, препятствующие развитию гнилостных бактерий. Верба так же первая среди растений оживает после зимы. Вот как записан этот обряд у А. А. Макаренко: "В Вербино воскресеньё идут в церковь с вербой, а после службы, возвратившись домой, "стегают" лозой домашний скот и ребятишек, приговаривая: "Как вербочка растёт, так и ты расти!"… чтобы "здоровьецо у них прибыло". Потом вербу убирают цветными бумажками и ставят к иконам" (Макаренко, 102). Этот обычай описан и у Г. С. Виноградова.

     Последняя неделя поста - страстная неделя. Эта неделя установлена в память страданий Иисуса Христа. Все дни Страстной недели называются Великими, с каждым днём Страстной недели связаны свои обычаи и приметы. С Великого Понедельника начиналась подготовка к Пасхе. Женщины убирались в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Светлую неделю. В Великий вторник полагалось делать "соченое молоко". С Великой Среды собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили прошлогодней "четверговой" солью и этой водой обливали всю скотину во дворе. Считалось, что этот обряд предохраняет двор от всякого "напуска" на целый год. В Великий Четверг вспоминали о тайной Вечере, поэтому перед тем как лечь спать, хозяйка дома ставит на стол в "переднем" угле ковригу (хлеба) и соль, а под стол - пепел и смолу; хлеб и соль. Именно этот день, по выражению Г. С. Виноградова, считается "хитрым", и "ворожейным". "В ночь на него колдуньи ходят по дворам и портят скот. В эту ночь можно наблюдать домового, поймать на месте преступления колдуна" (Виноградов, 36).
 
 
 
 

    

Категория: События и происшествия | Просмотров: 1899 | Добавил: 2loon | Рейтинг: 0.0/0

Хостинг от uCoz