1. В Тулуне адекватный электорат.
Ни один из претендентов, не имеющих должного управленческого опыта и поддержки в бизнес- и политических кругах, не перешагнул трехпроцентный барьер. Это может говорить о зрелости избирателей - люди понимают, что для успешной работы в мэрском кресле не подходит человек "со стороны". У Тулуна и тулунчан нет времени на эксперименты типа "сможет ли 25-летний продавец Новоженов соответствовать должностным обязанностям мэра города", многие это четко понимают.
Довольно низкую явку (13682 человека, это 38,27 % от общего числа зарегистрированных избирателей) можно трактовать невысокой популярностью кандидатов. Карих покинул пост мэра со скандалом, Кутковой - человек доселе малоизвестный, остальных не восприняли всерьез. Вероятно, если бы на предвыборном горизонте маячили фигуры Геннадия Андреенко или Киреева-старшего, явка могла составить на порядок больше.
2. У Карих была не самая сильная конкуренция.
Продавец-консультант Новоженов, селянин Сафонов и человек, известный как сын Киреева, в этой гонке были статистами. Александра Куткового до начала этого года в городе мало кто знал и, несмотря на все старания пиар-команды, он не успел нагулять достаточно политического веса. Не успел и не смог позиционировать себя, как жесткого и целеустремленного руководителя. Как говорят американцы, "парня с яйцами".
Должность мэра Тулуна - далеко не самая сладкая и комфортная, поэтому не все решаются на неё претендовать. Если бы в гонке были те же Андреенко или Киреев-старший, шансы Карих были бы куда меньше, не говоря уже о Кутковом.
3. Десять тысяч - не аргумент.
Если быть предельно точным, обвинение в служебном подлоге - не аргумент.
"Болевая точка Юрия Карих", куда прицельно били сторонники его оппонента, оказалась едва ли не его сильной стороной. Закон, правда и справедливость в России - не всегда одно и то же, а служебный подлог, уход от налогов, штрафов и прочие методы "борьбы с государственными поборами" в народе преступлениями не считаются. Сторонники Куткового слишком увлеклись терминами "мошенник" и "уголовник", зацепившись за злополучные десять тысяч. Но это не та статья, которая могла бы сделать Карих монстром в глазах общественности.
4. «Единая Россия» решает многое, если не все.
Юрий Карих сделал огромный шаг к победе, когда стал кандидатом от правящей партии, которая научилась давать результат при любых раскладах.
Так, наблюдатели «Голоса», следившие за выборами в Тулуне, считают, что «победили технологии, а не люди». Кроме того, абсолютное большинство в новой Думе представляют «Единую Россию» - 16 человек.
От "Справедливой России" только два депутата, один от КПРФ и два самовыдвиженца.
5. Мэром может стать кто угодно.
Несмотря на сильные позиции «Единой России» и прочие сложности, следующим мэром Тулуна может стать человек, пока неизвестный. Это наглядно демонстрирует история Куткового - если бы не явные промахи пиар-компании и самого Александра Николаевича, он имел большие шансы стать новым градоначальником.
Невысокая конкуренция и поддержка влиятельных граждан города открывает все пути для политического роста новых фигур. Бабушкины сказки про то, что "у них там все уже решено" не работают. Работают мозги и деньги. Причем хорошие мозги могут сэкономить миллионы. Как и перспективный кандидат.
6. Предвыборная гонка осложнила жизнь новому градоначальнику.
Выборы раскололи не только административный ресурс, но и граждан. Те, кто поддержал Куткового, с недоверием отнеслись к минимальной победе Карих. Многие представители бизнес- и прочих элит публично поддержали Куткового и это осложняет их взаимодействие с новым мэром.
Юрию Карих предстоит проявить недюжинные дипломатические способности, чтобы наладить конструктивное взаимодействие с этими людьми и структурами. Иначе новому старому мэру придется очень нелегко. |